МКАД – один из главных символов столицы нашей страны наряду с Останкинской башней, главным зданием МГУ, Кремлём. Эта кольцевая автомобильная дорога сегодня растянулась на десятки километров.
Расшифровка аббревиатуры МКАД
Аббревиатура «МКАД» расшифровывается как «Московская кольцевая автомобильная дорога». Трасса представляет собой кольцевую бессветофорную автомобильную дорогу, которая растянулась более чем на 100 км. Она частично проходит по административной границе Москвы. Сегодня МКАД является частью многих не только европейских, но и азиатских маршрутов (в том числе АН6 и АН8).
Характеристики МКАД
Трасса покрыта асфальтобетонным материалом. Общая длина МКАД (на момент 2024 года) составляет 108,9 км, а её диаметр — 34,6 км. Нулевым километром изначально считалось место пересечения трассы с Ярославским шоссе, однако позже, когда протяженность МКАД в километрах значительно расширили и включили в него многие транспортные развязки, нулевой километр был перенесён. Сейчас он находится на пересечении с шоссе Энтузиастов.
На переносе нулевого километра настоял ещё Никита Хрущёв, который на тот момент строил планы на тесное сотрудничество с Китаем. Считалось, что именно на этом пересечении будет начинаться «великая трасса в Китай». Планам не суждено было сбыться в полной мере, поскольку из стратегического союзника Китай превратился позже во враждебно настроенного соседа, наступил кризис в отношениях с бывшим союзником, однако очередного переноса нулевого километра МКАДа не состоялось. Всё решено было оставить как есть.
Рассчитывать расстояние трассы следует от нулевого километра по кругу. К 2024 году МКАД обзавелась 35 съездами, 12 транспортными развязками, которые пересекаются с вылетными магистралями и Северо-Восточной хордой. Лимит скорости на трассе составляет 100 км/ч. На сегодняшний день МКАД является лидером по оснащённости камерами фото- и видеофиксации. Согласно отчётам за 2023 год, на протяжении всей трассы расположено 770 умных камер, которые способны выявлять более 13 видов инцидентов на дороге.
История происхождения МКАД, её строительство и реконструкция
Официально МКАД была открыта 5 ноября 1962 года. Дата была выбрана не просто так, открытие масштабной транспортной магистрали было приурочено к 45-й годовщине Октябрьской революции. Однако на самом деле планы по строительству дороги начали строить ещё в 1937 году. И даже спустя два года после начала проектирования маршрут будущей трассы был закреплён на местности. Нетрудно догадаться, что планам правительства и инженеров помешала война, начавшаяся 22 июня 1941 года.

Несмотря на военные действия, Госкомитет обороны СССР принял решение не забрасывать строительство будущей МКАД и к сентябрю 1941 года построить временную обходную грунтовую дорогу. Проектирование велось по упрощённой схеме, а километраж дороги занял 130 км. Она включала в себя, в том числе, наплавные мосты через Москва-реку и канал Москва-Волга. Кстати, именно этой безымянной дороге суждено было сыграть важную роль при контрнаступлении советских войск зимой 1941 года.
К строительству уже привычной большинству МКАД приступили лишь в 1956 году. Согласно замыслу проектировщиков, трасса должна была включать в себя следующие элементы:
- асфальтовое покрытие;
- четырёхполосное разделение в каждом направлении;
- усовершенствованную систему освещения.
Но страна, которая только-только пережила столь страшную войну, а затем сразу же вступившая в гонку вооружений и космическую программу, не могла себе позволить воплотить планы в жизнь. Проект пришлось серьёзно удешевить. Решено было сократить полосы до двух, общая ширина которых составляла 7 метров. Вместо асфальта было выбрано покрытие, запатентованное в Америке. Оно предполагало укладку бетонных плит на основных полосах, а по обочинам — укладку из рифлёных плит. Освещение, разметка, а также переходы на трассе отсутствовали.
Но не обошлось и без модернизаций. Впервые в СССР на МКАД использовались развязки клеверного типа. Вдоль трассы были обустроены специальные «карманы», которые предназначались для остановки транспорта. Кроме того, были возведены автобусные остановки, посты ГАИ, несколько заправок и мотелей.
В 1960 году был открыт первый участок движения МКАД – от Ярославского шоссе до Симферопольского шоссе. А ещё через два года трасса была полностью сдана в эксплуатацию. Она была рассчитана на трафик в 36 тыс. автомобиль ежедневно.
Реконструкция 1970-х
Несмотря на то что трасса была сдана в эксплуатацию в 1962 году, уже в начале 70-х годов ей понадобилась первая реконструкция. А точнее – модернизация. Хрущёв посчитал, что транспортный поток в Москве слишком скудный, а потому увеличивать пропускную способность МКАД на этапе строительства не нужно.

Естественно, это было ошибкой. Уже к 1970 году стало понятно, что трасса не может вместить в себя стремительно растущее число автомобилей в столице, поэтому было принято решение увеличить пропускную способность до 50 тыс. автомобилей в сутки. Затем, в 1974 году, было увеличено число полос на участке между шоссе Энтузиастов и Волгоградским проспектом – их стало три. Также были обустроены пешеходные переходы.
Реконструкция 90-х годов
Но самой масштабной стала реконструкция МКАД, начавшаяся в 90-х годах. К 1980 году стало понятно, что трасса нуждается в серьёзной переработке и реконструкции, поскольку заселённость столицы неуклонно росла. При этом нарастали и негативные процессы внутри СССР, сулившие распад Союза. Это отразилось на всех отраслях страны и, в частности, на проектировании обновлённой МКАД.
Решено было, несмотря на трудности, всё же положить начало реконструкции дороги, поскольку она являлась важной частью транспортной системы столицы и страны в целом. Количество полос на большинстве участков МКАД было увеличено до трёх (для этого пришлось отказаться от разделительного газона и, соответственно, пожертвовать безопасностью движения). Этот шаг привёл к тому, что каждый год на МКАД погибало более 200 человек и более 1000 получали серьёзные травмы. Потому трассу начали называть в народе «дорогой смерти». Скорость на трассе не превышала 40 км/ч, зато многокилометровые ежедневные пробки стали явлением обыденным для москвичей.
Для того чтобы хоть как-то повысить безопасность кольцевой, было решено установить барьеры, которые бы разделяли встречные потоки, а также обустроить систему освещения трассы. Более масштабные работы были перенесены на 1995 год, продолжительность которых составила 3 года – тогда на реконструкцию трассы были выделены огромные деньги (24 млрд. рублей), которые должны были быть потрачены на переработку дороги в угоду международным стандартам качества магистралей высшей категории.
В итоге были проведены следующие работы:
- Дорожное полотно расширили до 50 м и увеличили количество полос во всех направлениях до пяти.
- Было построено 76 мостов, 47 развязок (в том числе многоуровневых), а также 11 транспортных и коммуникационных тоннелей.
- Было обустроено 49 надземных и 4 подземных перехода для пешеходов.
- Выстроено 49 парных автобусных остановок.
- Организованы шумозащитные и декоративные заграждения.
- Создана кольцевая система связи (так называемая КСС МКАД), задачей которой являлся не только контроль, но и управление наружным освещением дорожной кольцевой.
Столь масштабные работы всё равно не смогли избавить город от бесконечных пробок, но зато помогли повысить безопасность трассы и сделать более современной и удобной.
Какие объекты есть на протяжении МКАД
Столь сложная и протяжённая транспортная сеть не могла не обрасти инфраструктурой за долгие десятилетия своего существования. Сейчас на протяжении кольцевой насчитываются десятки торговых центров, мотелей и гостиниц, развлекательных центров, мест общепита, заправок и т.д.
Торговые центры
В числе ТЦ, которые примыкают к трассе, можно выделить: гипермаркеты Лента, мебельный магазин Hoff, Vegas, МЕГА, OBI, гипермаркеты Ашан, Крокус Сити-Молл, Metro и другие.
Заправки
Вот некоторые заправочные станции, расположившиеся на МКАД: Лукоил (2 км и 3 км), Роснефть (5, 6, 8, 10 км), Газпромнефть (16, 19 км), Эверон (52 км), ФСВ (78 км), ТрансАЗС (90, 93 км).
Гостиницы
Среди гостиниц стоит выделить Рослеспром, Русотель, Аквариум, Гринвуд.
Преимущества кольцевой автодороги
На момент строительства МКАД была неким представлением о «светлом будущем». Магистраль должна была стать новым символом развития транспортной отрасли страны, объединить не только многочисленные маршруты, но и новые технологии строительства.
Впервые в стране появилась двухполосная дорога в обе стороны с качественным покрытием и множеством сложных развязок, которые помогали регулировать движение и соединять между собой съезды к отдалённым районам Подмосковья. В будущем именно опыт строительства МКАД будет перенят инженерами из других регионов, которые будут реализовывать технологии строительства магистрали для организации подобных по всей стране.
Собственно, МКАД имеет множество преимуществ и сегодня. По кольцевой проезжает больше сотни тысяч граждан ежедневно. Она соединяет большинство районов Москвы и Подмосковья с центральными магистралями и маршрутами. Кроме того, трасса давно обросла сложной и обширной инфраструктурой, что является несомненным плюсом для комфорта граждан.
Рубрики: Статьи.