ГУР (краткая расшифровка – «Гидроусилитель руля») – это специальная механическая система, которая позволяет увеличить усилие на автомобильном руле. Именно за счёт гидроусилителя появляется возможность легко поворачивать даже самый массивный руль, так что водитель практически не ощущает сопротивления и дискомфорта при управлении транспортом на низких скоростях и маневрировании.
Впервые применение ГУР зафиксировано в тяжеловесном грузовом транспорте, что логично – для того, чтобы управлять массивными колёсами в таком автомобиле, требуется такой же массивный руль. А увеличение габаритов «баранки» влечёт за собой неминуемые трудности при управлении транспортом – водителю просто становится тяжело поворачивать столь объёмную конструкцию. Так что была разработана гидравлическая система, которая снимает большую часть сопротивления при повороте руля и облегчает водителю задачу.
Конечно, ГУР, прежде всего, был создан для обеспечения комфортного управления транспортным средством. Но это не единственная его функция, имеется и ряд других:
- снижение уровня вибрационной отдачи при движении автотранспорта;
- снижение количества оборотов руля (это облегчает управление, повышает манёвренность и остроту обратной связи от колёс авто);
- повышение уровня безопасности в случае возникновения аварийной ситуации (особенно если внезапно случится прокол одного или нескольких колёс).
Как устроен ГУР в машине?
Устройство гидроусилителя — это, по сути, система замкнутого контура, по которому пермещается специальная масляная рабочая жидкость. Сегодня в массовом сегменте в основном представлены интегрированные системы, которые предполагают непосредственное встраивание конструкции в рулевой механизм (обычно реечный). В случае если речь идёт именно о такой системе, состав конструкции будет включать в себя следующие элементы:
- расширительный бачок (этот элемент позволяет заливать жидкость и контролировать её уровень в системе, на корпус элемента нанесены специальные риски, а с обратной стороны крышки имеется мерный щуп, внутри бачка установлен специальный фильтр, который защищает систему от попадания пыли, грязи и других сторонних элементов);
- насос (главной задачей насоса является поддержка и нагнетание необходимого давления в магистрали, обычно насос располагается вблизи двигателя внутреннего сгорания и в действие приводится при помощи ремня от коленвала, в различных моделях ГУР насосы могут конструктивно отличаться, но чаще всего они представляют собой лопастной механизм);
- распределитель (устанавливается на рулевом валу, принимает сигнал от поворота руля, позволяет усилить этот сигнал и распределить поток жидкости в нужную полость гидроцилиндра, распределитель, в свою очередь, включает в себя вал и поворотный золотник со множеством пазов и каналов – по ним в систему поступает функциональная жидкость, соединяются элементы распределителя торсионом — особым стержнем, который работает на скручивание);
- контуры (они же шланги, по которым рабочая жидкость ведётся к распределителю и гидроцилиндру, в стандартной системе предполагается наличие двух контуров – контура высокого и контура низкого давления).
Принцип работы Гидроусилителя руля
Алгоритм работы ГУР достаточно прост:
- Чем сильнее будет поворачиваться колесо, тем больше функциональной жидкости начнёт поступать в гидравлический цилиндр. Соответственно, тем выше будет усилие. Если никакого сопротивления от колёс не поступает, валовый элементы и золотни к начинают одновременно вращаться, а жидкость просто «гоняется» по замкнутому контуру.
- Как только водитель начнёт вращать руль, поданное усилие сразу же будет передано на торсион (тот самый стержень), который начнёт закручиваться и вместе с этим откроется канал в распределителе (канал будет открыт на той стороне, в которую был повернут руль).
- Далее рабочая жидкость начнёт подаваться в полость гидроцилиндра (полость разделена на две равные части – левую и правую). Затем жидкость перельётся в одну из камер (в какую именно камеру будет направлена жидкость, зависит от того, куда повёрнут руль).
- Поршень при этом начинает движение в сторону камеры низкого давления, что позволяет поворачивает конструкцию руля без особых для водителя трудностей.

Что лучше: ГУР или ЭУР?
Сегодня главной альтернативой гидроусилителям руля являются электроусилители. Конечно, сказать однозначно, какая система будет эффективнее и выгоднее, нельзя. Каждая из них имеет как свои преимущества, так и свои недостатки.
Однако перед покупкой авто стоит учесть несколько факторов:
- ГУР изначально был разработан именно для грузовой и тяжеловесной техники. Потому его эффективность будет гораздо более выраженной в транспортных средствах этой категории. Внедорожники, автобусы, грузовой транспорт – для них мощность передачи крутящего момента на рулевой механизм ГУР будет гораздо выше, чем у ЭУР.
- ГУР нуждается в периодическом техническом обслуживании, а также в дополнительном месте в кузовном пространстве, так что для компактных транспортных средств такой вариант вряд ли подойдёт
- ЭУР больше подходит для легкового транспорта. Он гораздо более компактный, много места не занимает и никаких жидкостей, насосов и шлангов в системе не имеет (что означает, что вам не придётся периодически нагружать себя дополнительной головной болью, связанной с техническим обслуживанием системы). ЭУР работает индивидуально, он не нагружает двигатель и даёт возможность персональной настройки механизма, зависящей от условий движения.
Поэтому при выборе системы опирайтесь, прежде всего, на превалирующие условия эксплуатации вашего авто.
Рубрики: Статьи.